ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН. РАССУЖДЕНИЯ О ТЕРМИНАХ
Мочалов И.В.
Ландшафтная компания «Илья Мочалов и Партнёры»
Существует множество профессий и специальностей, связанных с обустройством окружающей среды. Среди них можно выделить такие направления, как ландшафтный дизайн и ландшафтная архитектура. В обществе бытует мнение о том, что эти два понятия схожи и многие используют их как синонимы. В публикациях по данному вопросу часто можно встретить информацию о том, что ландшафтный дизайн, в большинстве случаев, связан с личными частными участками и парками, а ландшафтная архитектура - с городской средой; ландшафтный дизайн – составная часть ландшафтной архитектуры; ландшафтные дизайнеры – это те же декораторы, а ландшафтный архитектор – это специалист с высшим архитектурным образованием. Всё это не совсем верно. Поставим целью настоящего исследования выявить различия ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры, развеять неверные представления о данных областях знаний и связанной с ними терминологии.
Обратимся к истории. Ландшафтная архитектура – одно из древнейших занятий в человеческой культуре, и оно всегда было в почете. Когда-то профессия называлась «садовник» и была столь же уважаема в обществе, как и профессия «зодчий», поскольку эти специалисты создавали среду обитания самых влиятельных людей: замки вельмож, дворцы королей и прочих знатных и богатых людей были всегда окружены парками, являвшими миру образцы архитектуры и садового искусства. Множество таких примеров сохранились до нашего времени благодаря усилиям профессионалов. Они также дают нам возможности для изучения приемов паркового искусства прошлого, помогают постичь его тайны и использовать в современном паркостроении.
Термин «ландшафт» (Landscape – англ., Landschaft – нем.) употреблялся в начале в средневековом английском, а впоследствии в XVI веке – в голландском языке, для обозначения среди художников «идеального», «неоплатонического» характера «особого» места. Теория форм Платона привела впоследствии к аксиоме неоплатонистов о том, что «искусство должно имитировать природу».
Во французском языке термин «архитектор-пейзажист» (фр. architecte-paysagiste) как минимум на 24 года старше британского термина «ландшафтная архитектура» (о котором ниже), он использовался в Лионском альманахе в 1804 году и в некрологе Мореля (Jean Marie Morel)в 1810 году. В «Теории садов» Мореля и в его последующих книгах термин не фигурировал, однако его применяли другие французские проектировщики, в том числе Луи-Сюльпис Варе, когда был управляющим Булонского леса. Олмстед посетил Булонский лес в 1859 году и встретился с преемником Варе, Адольфом Альфаном, который, возможно, упомянул термин «архитектор-пейзажист» — архитектор, проектировавший сады в английском пейзажном стиле, который был в моде.
Английский термин «ландшафтная архитектура» (англ. Landscape architecture) впервые был использован в 1828 году в заголовке книги «Ландшафтная архитектура великих живописцев Италии» (англ. The landscape architecture of the great painters of Italy), написанной шотландцем Джилбертом Миэйсоном (Gilbert Laing Meason), другом Сэра Вальтера Скотта. Этот термин очень понравился Джону Клавдию Лаудону (John Claudius Loudon), который использовал его в названии своего собрания сочинений Х.
Эндрю Джексон Даунинг, который очень восхищался Лаудоном, использовал этот термин в названии «Ландшафтная или сельская архитектура» (Landscape or Rural Architecture) в своем «Трактате о теории и практике ландшафтного садоводства, адаптированном к Северной Америке». Олмстед ссылается на Х. Рептона и, вероятно, знал его работы по изданию Лаудона, поскольку оригинальные книги всегда были редкими и дорогими.
Книга Миэйсона не совсем о ландшафтной архитектуре, она скорее о связи архитектуры с пейзажной итальянской живописью. Внимание Миэйсона, как, впрочем, и профессии «ландшафтный архитектор», основанной Олмстедом, было сосредоточено на взаимосвязи между зданиями и окружением. Миэйсон писал: «Рекомендуя архитекторам изучать живописные эффекты зданий, приспособленные для них места и их сопровождение террасами, садами и другими украшениями, чтобы оттенить их архитектурные замыслы, мы руководствуемся желанием поднять и расширить теорию и практику того, что мы считаем принадлежащим искусству. Так было в Италии, когда изящные искусства были в совершенстве: художники, часто сочетавшие живопись и архитектуру, проектировали огромные виллы; и пока так не будет в Британии, проекты архитектора никогда не будут справедливо реализованы. Наши парки могут быть прекрасны, наши особняки безупречны по дизайну, но нет ничего более редкого, чем видеть, как эти две вещи правильно соединены.»
Почти полвека спустя, в 1863 году, термин «ландшафтная архитектура» впервые был использован для обозначения соответствующей профессии. Тогда господа Олмстед (Olmsted) и Во (Vaux) назвали себя так, победив на конкурсе на лучший проект центрального парка в Нью-Йорке. Олмстед мог позаимствовать этот термин от Мореля, или от Миэйсона, или от них обоих, или от Калверта Во. Во, встретившийся с Даунингом в 1851 году, вполне мог знать, что Уильям Эндрюс Несфилд называл себя ландшафтным архитектором, проектируя сад для королевы Виктории. Сейчас это точно не установлено, но суть в том, что под наименованием «ландшафтная архитектура» начинает развиваться абсолютно новая профессия.
Гораздо позднее, Джеффри Джеллико в своей знаменитой книге «Ландшафт человека», изданной на русском языке РОО МОЛА под редакцией автора этой статьи, скажет: «Ландшафтный архитектор, которого сначала называли ландшафтным садовником, до сих пор, конечно, называется неправильно. Если не считать смешения профессий, искусство, которым он занимается серьезно, отличается от архитектуры и должно быть признано таковым по определению. Поскольку объем его работы ранее не существовал в истории, неудивительно, что требуется совершенно новое и единственное слово».
Важнейшая веха в становлении профессии произошла в 1948 году, через несколько лет после окончания разрушительной Второй мировой войны. В том году в Кембридже (Англия) была организована Международная федерация ландшафтных архитекторов (The International Federation of Landscape Architects (IFLA)). Задачами этой международной профессиональной общественной организации были очень актуальны: содействие восстановлению городов, разрушенных войной, развитие и совершенствование профессии.
На первом конгрессе молодой тогда организации и был утвержден термин «ландшафтная архитектура» в качестве международного названия профессии. Официально профессия впервые была описана в первом сборнике Всемирной Организации Труда (ВОТ) при ООН в 1952 году. Впоследствии, при переиздании сборника в 1958, 1968 годах, в разделе «Архитектура» существовало три равноправные профессии: архитектор, ландшафтный архитектор и специалист по планированию (урбанист, или градостроитель).
В действующем сборнике ВОТ, изданном в 2008 году, профессия «Ландшафтный архитектор» описана среди других родственных дисциплин. В настоящее время Всемирная Федерация Ландшафтных архитекторов IFLA подготовила развернутое описание профессии для включения в последующие издания нормативных документов ВОТ.
Началом развития профессии в Советском Союзе можно считать 1930-е годы, когда началась разработка генерального плана Москвы, принятого в 1935 году. В 1948 году начинается открытие в университетах самостоятельных факультетов озеленения городов и населенных мест. В 2000 году открывается факультет ландшафтной архитектуры в Московском государственном университете леса. Регистрация профессии произошла 31 мая 2002 года. В многочисленных изданиях термин «ландшафтная архитектура» присутствовал во вполне правильной трактовке, обозначающей соответствующую профессию, например, в книге Залесской Л. С..
Что касается термина «ландшафтный дизайн», обширно используемого сейчас в массовом обиходе, да иногда и в профессиональных кругах, то можно с сожалением констатировать, что его появление связано с неудачным переводом. В русском языке термин «ландшафтный дизайн» появился в 80-х годах XX века, впервые он был использован в книге А.В. Сычевой и Н.П. Титовой как неудачная калька с английского языка – «landscape design», что по правилам должно было переводиться как «ландшафтное проектирование». Нина Петровна Титова в своей книге пишет, что «пока термин «ландшафтный дизайн» является спорным». Но, тем не менее, термин прижился и стал использоваться в гораздо более широкой трактовке, чем того ожидали его авторы.
Исторически ландшафтный дизайн все же, на мой взгляд, правильно было бы сформулировать как «ландшафтное искусство», потому что это, прежде всего, искусство создания успешного внешнего пространства. Существует достаточное количество литературных произведений и профессиональных изданий, в том числе и на русском языке, говорящих о ландшафтном искусстве. Среди них - книга академика Д. С. Лихачева «Поэзия садов» [5], где автор блистательно говорит о синтезе искусств - поэзии, живописи, архитектуры, музыки и ландшафтного искусства, об их взаимодействии и проникновении друг друга.
Ландшафтное искусство – это один из видов искусства, существующий наравне с остальными (живописью, скульптурой, музыкой и т.д.) и соответственно представляющий собой «особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в котором органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по Законам красоты».
«Мир движется в ту фазу, когда ландшафтное проектирование (в английском оригинале «landscape design») будет восприниматься как самый нужный, востребованный вид искусства», - этими словами открывается книга Джеффри и Сьюзан Джеллико.
Ландшафтное искусство, как и любое истинное искусство, сильнейшим образом может воздействовать на человеческие чувства (обоняние, осязание, вкус, зрение, слух) и призвано влиять на эмоциональный настрой людей. Цель ландшафтного дизайна – создавать «хорошую» внешнюю среду (удобную, интересную, красивую, экологичную). На любительском уровне практиковать искусство ландшафтного дизайна может любой человек, имеющий к этому природные способности и развивший их в процессе взросления, образования, жизненного опыта в определенные навыки. Но если говорить о высокопрофессиональной деятельности людей, их основном роде занятий, необходим иной подход.
Рассмотрим термин «ландшафтный дизайн» с точки зрения лингвистики. Слово «ландшафтный» говорит о сути деятельности, с чем работает человек. Имеются в виду шесть главных композиционных элементов ландшафта: рельеф, вода, плоскостные сооружения, вертикальные сооружения, растительность, климат. Слово «дизайн» говорит о том, как работает человек, какова методика этой деятельности (креативный подход, творчество, придумывание, проектирование, рисование, черчение).
Итак, можно сделать следующие выводы.
Ландшафтный дизайн – это искусство создания (проектирования) полноценного внешнего пространства, успешного с различных точек зрения.
Ландшафтная архитектура– это профессия людей, род занятий, сфера деятельности, работающих в области ландшафтного дизайна, дизайна сада, ландшафтного планирования и т.д.
Ландшафтный архитектор – должность, название профессии человека, практикующего данный вид искусства в процессе ежедневной работы.
Выделим также несколько терминов, которые нередко смешивают с понятиями ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры.
Садовый дизайн – обособленный раздел ландшафтного искусства, имеющий дело с частными территориями и объектами личного пользования. Это древнейшее искусство, свидетельства о котором насчитывают более 4000 лет. Клиентами садового дизайнера, как правило, являются частные лица. Клиентами ландшафтного архитектора, как правило, являются коммерческие компании или государственные заказчики.
Ландшафтное планирование определяется как деятельность, связанная с развитием землепользования, с охраной природных и культурных ресурсов. Парковые системы, зеленые каркасы, велодорожки, зеленая инфраструктура – ключевые примеры ландшафтного планирования.
Ландшафтные архитекторы обычно работают на клиентов, которые имеют желание в итоге построить объект. Ландшафтные планировщики анализируют более общие вопросы, характеристики больших территорий, вопросы экономики и развития.
Заключение
Установлено, что ландшафтный дизайн — это искусство создания успешного внешнего пространства, а ландшафтная архитектура — профессия, объединяющая людей, чья деятельность связана с их созданием. Можно отметить, что в этой профессии также важны научные и инженерные аспекты, биология и многое другое - и это правда, однако, эти вопросы заслуживают отдельного рассмотрения.
Источник:
Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации, 2024 (1)
https://roo-mola.ru/zhurnal/
© Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru