И чем масштабнее и весомее личность ушедшего, тем больше полезных ростков знаний остается нам в память и в помощь. И тем меньше словесной мишуры и суеты. Вот и после ухода Владимира Колесника, которого в зеленой отрасли не просто знали, а безмерно уважали, преданно любили и перед которым даже преклонялись, не осталось даже более или менее подробной автобиографии, лишь скупые строчки-упоминания о каких-то жизненных вехах. Но остался целый мир — яркий, богатый и живой, сохранить, украсить и расширить который в наших силах.
ФАКТЫ БИОГРАФИИ
Биолог, геоботаник, биохимик, ландшафтный дизайнер, зоолог, фотограф, страстный коллекционер, подвижник, сохраняющий и охраняющий природное наследие и открывающий свои «зеленые клады» только проверенным и верным… Пожалуй, этот список специальностей, специализаций и просто жизненных интересов не имеет конца. Впрочем, как и Вселенная по имени Владимир Колесник.
Родился в 1956 году в немецком городе Потсдам. Уже в Москве окончил МГУ имени М. В. Ломоносова (факультет биологии). Ландшафтный дизайн сделал делом своей жизни еще в те времена, когда в нашей стране такого понятия попросту не существовало, ведь первые его цветники и сады появились еще в середине 80-х годов. В 1994 году основал компанию «Сэликс-Дизайн», профиль которой — садовые и парковые работы. Со временем небольшая компания разрослась до территории в семь гектаров, на которых разместились демонстрационные сады и собственный питомник. И где всегда рады единомышленникам и неравнодушным зеленым людям.
Его сады и цветники настолько узнаваемы, что сомнения в авторстве просто не возникает. Свободные, как ветер, и органичные, как дыхание, живые и моментально очаровывающие сердца. И растения, из которых они созданы, и люди, для которых все это придумано, чувствуют себя здесь одинаково прекрасно. Элегантность, удивительная гармония растений и ювелирная четкость линий. И при этом — смелая, масштабная размашистость и даже монументализм. Но такой теплый и искренний...
Вот так бывает: добрый Волшебник уходит, а сотворенные им чудеса остаются с нами.
БУДЕМ ПОМНИТЬ!
Сегодня мы, отдавая дань памяти и любви великому Мастеру, вспоминаем его с благодарностью, учимся на его опыте и стараемся открывать собственные миры. Каким он был и останется в нашей памяти? Каким его запомнили и будут помнить всегда? Всем нашим собеседникам мы задавали одинаковые вопросы. И получали такие похожие и вместе с тем такие разные ответы, из которых, как из многочисленных пазлов, сложился портрет человека, которому многие люди очень благодарны.
ОЛЬГА ТАЛИВАНОВА
биолог, ландшафтный дизайнер, директор АППМ с 2010 по 2020 гг.
Для меня Владимир Колесник был непревзойденным мэтром ландшафтной архитектуры, авторитетным, глубоким, творческим, свободно мыслящим и ранимым. И безусловно — очень интересным!
Двадцать лет назад я впервые увидела его проект в Доме на Брестской, представленный на выставку-конкурс «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома». Он меня зацепил масштабностью, крупными мазками, архитектурными композициями, красивыми растениями, гармоничной подачей. Практически вся стена была занята его планшетом, и ты оказывался в его уютном теневом саду.
И я даже представить себе не могла, что позднее познакомлюсь с мэтром поближе, и мы будем запросто общаться. Потом — когда я уже работала в АППМ — приглашала Владимира Анатольевича выступать на конференции. В 2012 году его доклад «В поисках идеального посадочного материала» опережал время, его критику все воспринимали по-разному. Сам он говорил: «Я клиент неудобный, слишком требовательный к качеству».
Позже мы старались привлечь его к работе над каталогом многолетников АППМ, очень хотелось, чтобы он — со своим опытом, знаниями и потрясающим вИдением — написал главу по теневым растениям. Но увы… Как многие творческие люди он «не дружил» со сроками, и потому, к сожалению, это сотрудничество так и не состоялось, о чем он, как мне кажется, тоже жалел.
Еще позже по просьбе Михаила Качалкина он написал резонансную статью «Что ищем мы в краю далеком, что не найдем в краю родном…» в «Вестник АППМ 2018» и с этим докладом выступил на конференции. А в 2021 году Владимир Анатольевич подготовил блистательный материал о спиреях «Свой взгляд на традиционные растения» для книги своего друга и коллеги Татьяны Смирновой — «Я — спиреЯ. Истории, рассказанные ею самой». Вы читали? Очень советую!
Мы созванивались, обсуждали важные на тот момент вопросы и ситуации, строили планы. Он всегда был открыт к общению и был готов поделиться и знаниями, и опытом, и критикой. Очень запомнились его рассказы о поездке на Куликово поле за… вдохновением, которое он черпал из природных сообществ, и, конечно, за семенами редких видовых растений, которые могли пригодиться в будущих проектах.
Очень много полезных заметок, советов и замечаний Владимир Анатольевич оставил всем нам на своей странице в Фейсбуке, он просто кладезь информации, любил поделиться своими находками, мыслями, эмоциями и знаниями, которые нужны и полезны многим из нас. Я перечитывала, иногда копировала эти уникальные материалы, сохраняла на память, отправляла коллегам, которым они были бы интересны и необходимы в работе.
А еще он научил меня учиться у природы и черпать вдохновение именно в природных сообществах. Я даже конспектировала наши разговоры, чтобы потом подумать лишний раз над его мыслями и советами и использовать его богатейший опыт в работе. А в глобальном человеческом смысле он научил меня терпимости к окружающим людям, их недостаткам и особенностям. Владимир Анатольевич был человеком очень тонкой душевной организации, и общение с ним помогло мне относиться к творческим натурам с большой бережностью, вниманием и пониманием.
Владимир Колесник — это истинный мэтр, классик ландшафта, учитель, даже артист. И наконец — просто очень яркий человек. Общение с ним почти всегда радовало, иногда огорчало, но всегда обогащало красками увиденного и узнанного. Каждый из нас всегда получал в этих разговорах что-то новое, важное, красивое. Он был очень трогательным, и даже за некоторой его грубостью ощущалась трепетная натура.
Я всегда просматривала все его публикации, по возможности старалась не пропускать лекции и семинары, для многих из нас все это было идеальным учебным пособием — емким, своевременным и полезным в работе. А еще Владимир был очень многогранным. Один только его живой уголок, который мы неоднократно посещали в Барвихе, раскрывает его и как биолога, и как зоолога, и как фенолога, и конечно — как талантливого декоратора-естествоведа.
Его ландшафтные объекты я бы назвала уникальными: пойменные зоны, опушки, подлесковые посадки поражали отменным вкусом и глубокими знаниями биологии растений, которая позволяла ему создавать вполне естественные биоценозы. Из его работ мы многое брали на вооружение, особенно теневые уголки, подлесковые зоны, покровные и нижний ярус.
Познакомилась я с ним в конце 90-х годов прошлого века. Он часто помогал советом, иногда посмеиваясь над нашими «уникальными», как мы считали, работами. Мы не были близки, но много общались по телефону, и никогда я не слышала от него «мне некогда, я перезвоню». Он щедро дарил себя и свое время всем нам.
Бесконечно благодарна ему за то, что он был в моей жизни, и очень печалюсь о его преждевременном уходе.
Андрей ЛЫСИКОВ
ландшафтный фотограф, почвовед
С Владимиром Колесником мы общались много и с обоюдным удовольствием. Он много фотографировал свои объекты, поэтому я часто делился с ним полезной и интересной фотоинформацией, которая могла ему пригодиться, рассказывал о разных приемчиках ландшафтной съемки. И хотя он был «никонист», а я — «кэнонинст», это не мешало нам находить общий язык и в этой области.
Что же касается его профессиональных знаний, умений и способностей, то Володя буквально поражал удивительным знанием биологии. Причем не только молекулярной, которой он много и плотно занимался, но и общей. У него был невероятно широкий кругозор и постоянный интерес к происходящему вокруг. До самого своего ухода он ставил какие-то эксперименты, выводил новые сорта растений и вообще постоянно придумывал что-то интересное, и этот процесс очень согревал ему душу.
По жизни Володя очень любил отыскивать различные ботанические «редкости». Он, как мог, боролся за сохранение редких видов луговых растений и мест их обитания, знал, где можно увидеть их в природе даже сейчас, когда индустриализация и урбанизация наступают гигантскими шагами и повсюду распространено хищническое отношение к земле. Но эти места он никому не выдавал, чтобы не разорили и не разграбили, показывал только верным людям.
Колесник вообще был разносторонним человеком, даже зоологией увлекался — держал в Барвихе небольшой зоопарк, где обитали фазаны, японские журавли, попугаи, сурикаты и даже… маленький крокодильчик! У меня, кроме добрых и светлых воспоминаний, остались от него и другие, вполне осязаемые памятки. В моей домашней коллекции редкостей хранится зуб мамонта, который он мне подарил пару лет назад. Такая вот напоминалочка о хорошем человеке и его многогранности. А в саду растет и прекрасно себя чувствует гортензия черешковая, которой у него были увиты стволы сосен. Впрочем, такие памятки наверняка остались у очень многих — практически у всех, кто с ним общался.
И конечно, Володя был невероятно талантливым ландшафтным дизайнером. Он умело работал с растениями, предпочитал масштабные решения, творил широкими мазками и, поскольку очень хорошо знал растения, мыслил на перспективу и с этой же перспективой размещал их на объектах. И сразу видел, кто и куда потянется, какое место займет и как будет развиваться дальше. Разумеется, его отличал безупречный вкус, а композиции, которые он создавал, были по-настоящему красивы. Взять хотя бы его сад в Барвихе — это настоящий шедевр!
Сергей КОРОЛЕВ
ландшафтный дизайнер, директор микроклональной лаборатории и питомника «Ветка»
Владимир Колесник был для меня Учителем. Именно так — без малейшей натяжки и пафоса. Мы познакомились на каком-то очередном семинаре, в курилке. Я — биотехнолог, он — биохимик по образованию, слово за слово — разговорились на какие-то общебиологические и совсем не ландшафтные темы. А через некоторое время мне позвонила его помощница Ира Жукова и сказала: «Шеф хочет, чтобы ты у нас работал». Я даже не задумался ни на секунду — сразу ушел к нему в «Сэликс-дизайн».
Вы же помните, какие это были времена: не было интернета, только журнал «Ландшафтный дизайн» с огромными картинками, на которых «фонарик, мостик, прудик» в разной последовательности и разных вариантах. И — Вовины развороты с грандиознейшими проектами. Я смотрел на них просто разинув рот. И вдруг именно этот человек предлагает мне с ним работать! Конечно, от такого предложения отказаться было невозможно.
Правда, методика обучения у Вовы была достаточно оригинальная. Помните, как в «Ералаше»: бразильская система футбола, когда тебя ставят ловить мяч прямо перед стеклянной витриной. Вот мы приезжали на объект делать цветники. Он выставлял ящики с рассадой, оставлял мне девочку-помощницу, говорил: «Сам разберешься». И уезжал. Меня это сначала ужасно злило, а потом уже я понял: это большое доверие, когда тебя вот так оставляют «без присмотра» и дают мастырить, как умеешь. Не по плану, не по посадочной ведомости, как я привык. А вот так — с листа. Вот площадь, вот набор растений. Вперед и с песней!
Надо сказать, при всей своей сумбурности Вова был очень деликатен в оценке творческого выражения кого-то кроме себя. И я не помню ни одного раза, когда он вопил или верещал, если что-то ему пришлось не по вкусу. Да, он мог поправить, но если и делал это, то очень тактично, без криков и уж тем более — без оскорблений. И знаете, после Вовы и его «бразильской системы» я перестал бояться и больших объемов, и в целом заказчиков и уже мог взяться практически за любой объект. Особенно — видя, как Вова сыпет в овраг четырехкубовые глыбы гранита и делает семиметровый водопад. И в самом деле — что такого? Каких-то четыре грузовика — и водопад получился! Да и те же крупномеры в конце 90-х правильно сажать умели буквально два-три человека на всю Москву, а Вова был, пожалуй, первым, кто начал с ними работать. Так что в глобальном смысле Вова учил меня вообще работать и в частности — импровизировать и не загоняться с какими-то схемами. До него такая опция у меня отсутствовала начисто.
Он был сплошная импровизация. Помню, как-то на майские праздники, буквально посреди обеда, мы вдруг погрузились в машину и поехали на какое-то ледниковое озеро за 80 километров. Для Вовы это было ну просто рукой подать. Ему не терпелось показать, где растут полярные реликты, которые остались в Подмосковье еще с ледниковых времен. Причем, именно сейчас ему вперлось в голову, что нужно поехать и на них полюбоваться. Когда добрались до места, уже темнело. Мы выгрузились и пошлепали вперед по торфяному болоту. И вдруг Вова говорит: «Сереж, знаешь, сажать очень легко, главное — никогда не мельчи! Делай план с размахом». Этот случай я всегда вспоминаю, когда беру очередной проект.
Если посмотреть Вовины работы, там все сделано широкими мазками. Кстати сказать, это очень хорошо ложится на архитектуру переходного периода середины девяностых — начала нулевых. Это сейчас образ загородного дома как-то сложился и даже оформился, а тогда… У одного — Зимний дворец, у другого — вилла Борджиа, словом, кто во что горазд. И тут же рядом — полуразваленные избы. Выживать надо было всем, и архитекторы шли на поводу у заказчиков и строили не пойми что, лишь бы те остались довольны. Так вот Вова своим садом мог этот несуразный контраст сгладить и даже облагородить. Например, стоит у вас ампирный дворец на… двадцати сотках, то есть полнейшая архитектурная нелепица, фасада не видно, а по правилам он должен величественно открываться по ходу пьесы. Но человек построил, что захотел, на том участке, который удалось отхватить. И что делает Вова? Коротенькую аллею, которая смотрится абсолютно монументально. В итоге получается фрагмент усадебного парка, правда словно выхваченный из контекста. То есть Вова не запарывает уже безнадежный архитектурный проект, а напротив — приправляет его такими специями, что все это становится вполне съедобно. И перестает быть смешным и аляпистым.
Помню еще один проект — озеленение… замка. Вова решил, что там непременно нужен однопролетный эльфийский мост через овраг. И пристал к архитектору, как банный лист: сделай! Потому что там — замок. А к замку должен вести эльфийский мост. И архитектор, трясясь от ужаса, рассчитывал нагрузку, чтобы эта конструкция не ухнула вниз во всей своей красе. Но Вова на этом не остановился и сделал там же еще и эльфийский водопад. Все говорили: с ума сошел! А для него это было абсолютно нормально. За что я его очень сильно люблю. Такие вещи не нужны были заказчику, и если бы Вова нахалтурил, никто даже и не заметил бы. Но он работал именно так, причем иногда — даже в ущерб себе, поскольку некоторые заказчики с ним до сих пор не до конца расплатились. Он спокойно относился к таким вещам, поскольку был совсем не делец, а просто художник ради художества. У него изумительно получалось интерпретировать бредовые идеи заказчика. Когда вместо ТЗ говорят: «Я хочу, чтобы было ООО!» А Вова это «ООО!» переводил на человеческий язык и воплощал в жизнь. Это удивительный дар — уметь слушать все это и понимать. И принимать. И выдавать результат, который устраивал всех.
Расстались мы совершенно спокойно и без всякого надрыва, когда я понял, что уже надо начинать работать самому. Наши хорошие отношения ни на день не были испорчены, я всегда мог и позвонить, и спросить, и получить растения, которые мне нужны. А в 2019 году мы открыли микроклональную лабораторию и питомник «Ветка». И они тоже выросли из наших общих мечтаний: Вова очень хотел создать питомник и лабораторию, мы даже ездили смотреть землю в разных концах Московской области, но денег на это никогда не хватало. Слава богу, что успели это запустить при нем. И Вова это застал. И порадовался.
Елена СЕДОВА
куратор отдела ландшафтного проектирования и строительства, руководитель садового центра питомника «Садовая компания “Садко”»
Для меня Владимир был очень компетентным коллегой в области, я бы сказала, глубокой биологии и природных растительных сообществ. Он относился к тем редким профессионалам, которых сейчас очень мало. Вообще, эпитет «глубокий» — это про него. Он никогда ничего не изучал поверхностно, всегда старался докопаться до сути вещей. Для меня это очень важное качество, то, что делает из дипломированного специалиста — профессионала. Мы могли не всегда совпадать в точке зрения на какие-то вещи, но его знания по тому или иному вопросу всегда были уникальными с особенным его мнением.
И конечно, он был потрясающим ландшафтным дизайнером! Я никогда не понимала, как можно без проекта не только работать, но еще и смету посчитать. А он — мог. И выходило шикарно! Когда я в первый раз живьем увидела, что он делает (на тот момент мы еще не были знакомы), поняла: это просто гений!
Владимир обладал удивительным природным художественным вкусом, мне всегда казалось, что он должен отлично рисовать. Чувство объемов в пространстве, их распределение и создание эффектных живых картин словно сидели у него где-то внутри. И с этим пространством он тоже работал так, словно формировал его изнутри, а не снаружи. Для меня это было очень интересно и совершенно непонятно, как вообще такое возможно. И вот что удивительно: при всей его интуитивности детали, ландшафтные элементы сада у него всегда были очень продуманы. Это же просто невероятно — как можно идти по местности и говорить: «Вот здесь мы посадим это, там — другое, вот здесь будет этакая плюшка, там — вот такой массив терна, а вон тааам — такой блок трав!» Не задумываясь и буквально на ходу. И ведь получалось — великолепно! Мне до сих пор непонятно, как он это делал, и потому я отношу это к гениальности этого удивительного человека, такой вот — Богом данной.
А еще он научил меня всегда докапываться до сути. Не судить поверхностно ни о чем, всегда искать причину и только потом обращать внимание на следствия. Если же говорить о профессиональной области, то научил работать не на плоскости, а с объемами и правильно выстраивать их. Одна из самых распространенных ошибок или недочетов многих ландшафтников — они очень плоско мыслят, не придавая большого значения объемам. Да, в теории все помнят о трехмерности, но по сути не всегда принимают ее во внимание и учитывают в проектах. Я как раз из тех, кому с трудом давалось умение управлять объемами в ландшафте. Именно творчество Володи Колесника повлияло на меня и научило мыслить объемами, представлять их не в статике, а в развитии и в итоге правильно выстраивать.
Он был сложным человеком, но всегда очень глубоко уважал профессионализм. И даже если не соглашался с кем-то из оппонентов, всегда уважал в нем профессионала. Очень его не хватает.
СОВЕТЫ ОТ ВЛАДИМИРА КОЛЕСНИКА
Для ландшафтных дизайнеров, которые были близко знакомы с Мастером или учились на его статьях и публикациях, здесь, возможно, не будет ничего нового. Но мы и не стараемся открывать «далекие америки». Просто обобщим малую часть опыта Владимира Колесника и представим его тем, кому это нужно, важно и интересно.
Совет 1. Рисуйте руками и тренируйте образное мышление
Ландшафтному дизайнеру нужно уметь рисовать, это помогает ему мыслить композиционно и образно. Если будете развивать свои навыки в этой области, то у вас не будет мучений с бесконечной перестановкой объемов в пространстве. В общем, если рисовать вы не умеете, то надо учиться, тренируйте свое образное мышление.
Совет 2. Всегда ориентируйтесь на климатические зоны
Учение о климатических зонах не пустой звук. Растение запоминает свой биологический ритм: когда открывает почки, когда начинается и заканчивается сокодвижение. В Европе это происходит по одному механизму, в России — по другому. Поэтому при покупке надо обращать внимание на ту климатическую зону, откуда привезено растение, и работать с растениями из максимально близких к вам климатических зон.
Совет 3. Собирайте свою коллекцию растений
Травянистые растения всегда удобно иметь под рукой. Представьте, что вы рисуете картину: вам нужно в данный момент две-три краски, но выбираете вы их, имея под рукой всю палитру. Так же и с растениями. И еще одно важное преимущество: я могу показывать заказчикам композиции из растений в живую, а не на фотографии, это более эффективно. И наконец, на растения полезно постоянно смотреть, чтобы хорошо знать, как и когда они выглядят. Это позволяет сократить количество ошибок в дальнейшей работе на объектах.
Совет 4. Изучайте архитектуру и агротехнику
В ландшафтном дизайне очень важно всестороннее образование, обучения на курсах недостаточно. Необходимы и знания в области архитектуры. Ведь мы не цветочки сажаем, а компонуем объемы в пространстве, а те, в свою очередь, меняют фактуру, цвет и форму в зависимости от сезона. Меняются они и из года в год, по мере роста. Сад все время находится в динамике, и создать гармоничную композицию без архитектурных знаний невозможно.
Крайне важны для ландшафтных дизайнеров и знания в области ботаники и агротехники. Важно не просто знать, как цветет растение (цветут все красиво), а как оно выглядит в каждый момент своей жизни, в том числе во время роста и в пору увядания. Ведь хотя на фотографии пейзаж — трехмерная картинка, на самом деле она четырехмерная, потому что есть еще четвертая составляющая — время.
Совет 5. Не мельчите!
Не стоит делать слишком маленьких пятен (некоторые любят брать по одному растению). Не надо использовать много сортов. Искусство и коллекция — вещи разные.
Если это искусство — покрупней «мазки», а дальше — «смотрим в кадр». Знаете, как режиссеры ходят так «с пальцами», будто в камеру глядят? Это, кстати, очень грамотно. Обычно если обзор композиции происходит с расстояния три метра, то в «кадровое окно» попадает участок 5×2,5 м, остальное вы просто не увидите, надо уже башкой крутить. Значит, у вас всё должно улечься в этот размер, как у Сокурова или Феллини.
На мой взгляд, лучше пять растений красиво «мазануть», чем запихнуть двадцать. Основу лучше сделать из трех-четырех надежных растений, а потом досадить чего-то еще, что где-то выскочит-вылезет, подсветится, но это уже будут «вспышечки».
Совет 6. Правильно оформляйте границы
Граница цветника придает саду ухоженный вид. Она должна быть как следует прописана. В графике, в живописи она проводится кистью, краской, а здесь — растениями. Соответственно, нельзя, чтобы на переднем плане появилось растение, которое в июле куда-то пропало бы.
На самом деле есть одно-единственное правило: должно быть красиво.
Биографию подготовила:
Светлана Мариничева
06-08-2024
© Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru