E-mail:
geografiti@gmail.com
www.facebook.com/gleb.kalyuzhnyuk
В юности у меня была мечта – жить в большом, местами запущенном парке в своем небольшом доме и работать там садовником.
По стилю сад виделся чем-то вроде итальянских вилл, Воронцовского парка в Крыму или нашего романтического Монрепо, а временами представлялся как японский сад мхов.
Первый опыт ландшафтного дизайна я приобретал на даче, кажется еще когда учился в школе – отливал в собственноручно изготовленные формы плитки из бетона, инкрустируя их красивой галькой. Там были сделаны моя первая горка и композиции с хвойными. Моя мама, когда у нее появилось свободное время, стала активно посещать ботанический сад, помогая там по хозяйству, а в благодарность с ней делились рассадой, семенами экзотов, саженцами хвойных. Куда эту красоту сажать – было уже моей заботой. Через некоторое время к нам стали ходить соседи посмотреть на «филиал Ботсада».
НАЧАЛО. Интерес к ландшафту был активизирован вниманием к Востоку. Началось это с занятий Тайцзи-Цюань, а оттуда интересы распространились на культуру и искусство Китая и Японии, в частности садовое искусство. Особенно сильно меня вдохновили книги «Сады Сучжоу» и Ташеновское издание Japanese Gardens.
Вскоре мне попалась журнальная публикация об одном инциденте в Китае. Дорожные рабочие собирались по утвержденному плану снести фрагмент старой стены. Когда к месту работ пригнали строительную технику, на площадке появился седобородый старичок и сказал рабочим, что для их же блага не стоит пытаться сносить эту стену, т.к. она построена в соответствии с дыханием земли и, разрушая эту стену, рабочие будут рушить гармонию мира. Начальник стройки с прорабами естественно посмеялись, но в тот же вечер начальник стройки был сбит машиной и оказался в больнице, строительная техника стала выходить из строя, рабочие тоже занервничали и, в результате, стену оставили в покое, а магистраль общегородского значения приобрела прихотливый изгиб. В общем, статья эта была о суперэкзотическом тогда Фэн-Шуй. И вот эта история про строительство в соответствии с дыханием земли, а по европейски, с вниманием к Genius Loci, взорвала мне тогда мозг. Меня до сих пор очень впечатляет это выражение «Дыхание земли».
Естественно, отношение к пропагандируемому у нас тогда Фэн Шуй, в виде правильного расположения кроватей, развески зеркал, страшной силе прямых аллей и оттоку финансов, если сделать течение ручья в направлении от дома – все это ничего кроме усмешки не вызывало.
А вот пристальный интерес к природным биотопам, к
благоприятным и негативным факторам окружающей среды
вызвало, а вместе с этим стало приходить и интуитивное
понимание как можно гармонизировать отрицательные
характеристики окружающей среды. Правда, вместе с этим, у
меня возникла и бредовая идея, не дававшая мне покоя больше
года – что дух места, требуя самовоплощения в каждом
конкретном месте, может проявиться в очень ограниченном
диапазоне форм. Создание на этом месте других элементов
будет разрушать дух места и вызывать проблемы в
жизнедеятельности тех, кто оказывается на таких нарушенных с
энергетической и прочих точек зрения территориях. Начавшееся
вскоре обучение на архитектурном факультете очень быстро
расставило все по местам. Стало понятно, что положительных
вариантов решения каждого конкретного пространства если и не
бесконечность, то огромное множество. Но, не меньше будет и
вариантов дисгармоничных, вносящих диссонанс, разрушающих
среду. И могут встречаться случаи, когда диссонанс является
необходимым выразительным средством, как, например, в музее
Холокоста Д.Либескинда. Но в Советской и Постсоветской
практике дисгармония антропогенных ландшафтов является, к
сожалению, следствием нарушения отношения к окружающему
миру. И наша задача ситуацию эту, по мере сил, исправлять.
На архитектурный факультет я с 1 раза не поступил и родители
убедили меня получить инженерное образование, как и у них,
а, если я чувствую призвание к архитектуре, то и Ле Корбюзье
был по образованию – инженер. Но, закончив ПГС, я понял, что
до Корбюзье мне далеко и в результате получил 2-е,
архитектурное образование.
Пара случаев повлияла в процессе учебы на мое отношение к проектированию. Когда мы делали проект городского парка, я спроектировал его в современном, деконструктивистском стиле. Довольный ярким планировочным решением я решил себя проверить – сделал панорамные фотографии с узловых точек и попробовал на кальке врисовать предлагаемые проектом изменения. Я был шокирован – оказалось, что в половине случаев то, что я придумал, не улучшало, а ухудшало визуальные характеристики среды. После этого, я стал намного внимательнее относиться к разработке проектов, стал чаще визуализировать свои идеи.
Другой случай, когда мы проектировали здание клуба в исторической застройке, я настолько скрупулезно выстроил у себя в мозгу получающиеся объемы и пространства, вплоть до мельчайших деталей, что когда я снова там оказался я никак не мог понять, куда делось то здание, которое я ощущал почти физически.
На последних трех курсах лекции по градостроительству, истории садово-паркового искусства, и по ландшафтному проектированию окончательно решили выбор специализации.
Благодаря лекциям В.А.Нефедова мы всегда были в курсе последних тенденций в ЛА, имели прекрасно структурированный подход к решению любых проектных задач в области ландшафта. Благодаря активным связям с Европейскими учебными заведениями мы имели возможность вместе учиться и обмениваться опытом со студентами из Германии, участвовать в воркшопах с голландцами.
Обучение в мастерской В.С.Антощенкова тоже очень много дало мне в жизни. Об этом можно было бы рассказывать часами, ограничусь тем, что на недавней персональной выставке фотографии на Красном Октябре В.С.Антощенкова назвали лучшим архитектором среди фотографов и лучшим фотографом среди архитекторов. Думаю, что это так. Правда, знакомство с настоящей высокой фотографией до сих пор не даёт мне возможности назвать себя классным фотографом.
После окончания института в 2000 г., в результате неожиданного стечения обстоятельств я оказался в Москве. Возможно, оставшись в Питере, я быстро открыл бы собственную фирму, но в Москве без связей и без опыта, я начал работу наёмным сотрудником и надолго задержался в этом статусе.
Архитектурное и инженерное образование, конечно, очень
помогали выделиться на фоне ландшафтных дизайнеров,
большинство которых не обладало знаниями в архитектуре,
современном ландшафтном дизайне, принципах проектирования в
городской среде. Высокое качество проектных решений и
реализаций в области ландшафта было неоднократно
подтверждено дипломами с выставки «ЛА Взгляд из Дома».
Естественно, в первые год-два работы приходилось совершать
ошибки, в основном в общении с заказчиками. Воспоминание о
паре-тройке этих случаев до сих пор вызывает острое чувство
неловкости.
Меня вполне устраивала возможность заниматься чистым
творчеством, не тратя сил на решение организационных и
административных задач. Сейчас отношение к работе несколько
изменилось – необходимость обеспечить семье хороший уровень
жизни, иметь больше свободного времени, любовь к
путешествиям постепенно перемещают интерес к работе из чисто
творческой области в финансовую.
С идеями проблем у меня никогда не было. Скорее наоборот,
многие идеи остались не реализованы, отчасти из за
непонимания как можно оптимизировать проект по цене, отчасти
из-за неготовности заказчиков к нестандартным решениям а,
зачастую и из-за неспособности на первых порах оценить
насколько заказчик готов вкладываться в сложный проект. Идей
хватает и на то, чтобы ими поделиться с другими. Поэтому в
ближайших планах начать преподавание проектирования на
курсах. Но, несмотря на большой творческий опыт и стаж
работы, подспудный страх – «вдруг не получится?», «а вдруг
начнется «штамповка» проектов?» - такие опасения возникают в
начале почти каждого серьезного проекта.
Из последних творческих приобретений – последние 3 года я
работаю над одним из проектов с англичанкой, ландшафтным
дизайнером Sally Court. Совместная работа, расширяя
кругозор, дает возможность обнаружить собственные ошибки в
других проектах и проверить правильность своих подходов к
проектированию.
Длительная работа в качестве ландшафтного архитектора фирмы
HONKA (безусловного лидера среди производителей деревянных
домов) сильно ограничивала диапазон проектных решений. Из
того, над чем хотелось бы поработать – большие частные сады
в минималистском стиле и городские проекты, начиная от
благоустройства дворов и кончая городскими парками.
Про принципы работы с городскими объектами – разговор отдельный. Почти исключена ситуация, когда люди, только что пришедшие в ландшафтный бизнес, и работающие самостоятельно столкнутся с серьезным городским проектом. А, работая в проектной, мастерской важные принципы работы быстро усваиваются от опытных коллег.
ПРИНЦИПЫ. Из важных принципов работы с частными клиентами – первый – в отношениях соблюдать очень точное равновесие. С одной стороны, мы работаем для заказчиков, пытаясь максимально удовлетворить их потребности. При этом важно понять, что им действительно нужно, что им нравится, а что из их пожеланий является их «фантазиями о себе» и попытками «соответствовать ожиданиям окружающих», вопреки своим истинным целям. При этом, если Вы не услышали, не запомнили, не поняли чего в действительности хотят клиенты – есть большая вероятность, что Вы уже потеряли их. Не стоит удовлетворять в проекте собственные амбиции, вопреки пожеланиям клиентов. Но не стоит и пытаться свести проект к перечню функций обозначенных клиентами. Для большей свободы и широты подхода в разработанное мной ТЗ внесены вопросы про любимую музыку, поэзию, живопись. В идеале надо попытаться поднять ландшафт до уровня «космической гармонии», до возможного совершенства. И радость, когда проект вышел «как было задумано» окупает все трудности в процессе работы.
Еще несколько важных принципов, которых я пытаюсь
придерживаться:
- «полработы дуракам не показывают»
Не надейтесь, что Вас смогут понять с полуслова, что для
объяснения идеи достаточно корявых почеркушек. Да, некоторые
эскизы Фрэнка О Гери или Захи Хадид иначе как каракулями не
назовешь, но чтобы убеждать людей такими рисунками нужна
мощнейшая харизма. Довольно долго я был убежден, что, если
не заказчикам, то хотя бы друзьям и коллегам можно
показывать недоделанные, сырые работы, но выяснил, что и
этого делать не стоит.
- Ответственность, обязательность. В английском языке выражение звучит «сделай или умри», в Русском же «умри, но сделай», т.е. у нас даже смерть не является оправданием для нарушения обязательств. Жаль, что у нас эта фраза выполняется преимущественно в военное время. Но построить нормальный бизнес без этого невозможно. Над этими прекрасными качествами и мне самому приходится иногда трудиться.
И последнее, чего хочется пожелать - постоянно расширять кругозор, не останавливаться на достигнутом. В результате недавнего опроса людей из этой отрасли «кто такой Л.Архитектор» многие сошлись во мнении, что это тот человек, который должен знать практически все – от фитопатологии и почвоведения с физгеографией, до знания истории архитектуры и бизнес стратегий. Соответственно, без широкого кругозора ландшафт высокого уровня создать, наверное, не удастся.
ПЛАНЫ. Рассказывать о своих планах – организации
своего бизнеса подробно пока не стану. Говорить об этом пока
преждевременно. «Хочешь насмешить Бога - расскажи о своих
планах».
СЕМЬЯ. Самые главные ценности в жизни – семья, 6 детей и ради их благополучия случается работать ночами, отказывать себе в чем-то.
И если бы не было необходимости сделать жизнь своей семьи
комфортной и интересной я бы с удовольствием жил по принципу
«Еж птица гордая, не пнешь - не полетит». Но жизнь выдвигает
свои требования и приходится изменяться, работать над собой,
чтобы хоть чуть-чуть приблизится к совершенству.
Интервью взял: Александр Жуков
08-04-2013
© Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru