ДО ЛАНДШАФТА. По образованию я пожарный, офицер. 10 лет отработал начальником караула в пожарной части, что дало хорошую стрессоустойчивость.
Параллельно с работой в пожарной части всегда занимался дополнительными источниками доходов и пробовал себя в разных нишах. За 10 лет перепробовал разные направления бизнеса: несколько направлений розничной торговли, две кофейни, издание нескольких рекламных журналов. Все компании развивал, доводил до хорошей ликвидности и продавал, так как понимал, что «это не моё». Организовал семь стартапов. Приобрел неплохой опыт развития с нуля, продажи, работу с персоналом, бухгалтерию и много других важных для предпринимателя навыков.
В 2008 году начал работу в найме. За четыре года дорос до руководства федеральными компаниями по УрФО. Организовывал работу компании с численностью свыше 500 человек, управлял кучей процессов, большим количеством розничных точек по Уралу, логистикой, организацией взаимодействий отделов и специалистов в компании.
Чему меня научил такой опыт? Бизнес — это отлаженная система с обязательным пониманием всех процессов и задач, строгими регламентами и ответственностью. А самое главное, что я понял, — маркетинг рулит. И это не про рекламу и соцсети! Это про продукт, позиционирование, понимание конечного потребителя, продажи.
Поэтому проясняю и рассказываю теперь коллегам, что бизнес в ландшафте возможен, но это далеко не хобби по посадке цветов. Можно знать все болезни растений, но это не увеличит средний чек и продажи. А, например, понимание финансовой грамотности сработает для вас лучше, чем сертификат о курсах по топиарной стрижке.
НАЧАЛО. Всё началось ещё в 2004 году, когда мы купили свой первый садовый участок. Чуть позже я купил ещё восемь (это было моё хобби). Скупал заброшенные сады, реставрировал дома, Марина проектировала на них участки, и мы продавали готовую к проживанию дачу. В 2011 году решили наше хобби с садами превратить в основной источник дохода. На тот момент я уже наработался «на дядю», Марина руководила отделом маркетинга в Билайне. Марина окончила курсы по ландшафтному дизайну в Челябинске, и мы решили, если уж заниматься ландшафтом, то быть лучшими в нашем городе. Опыт в организации компании и продажах, как вы уже поняли, у нас был.
На рынок ландшафта в Челябинске решили зайти не как все, хотели стать лучшими. Для новых коттеджных посёлков организовал бесплатные презентации от компаний, с которыми им предстояло дальше работать, строители, отделочники, коммунальщики, но «вишенкой на торте» было выступление мировой звезды ландшафтного дизайна. Из нескольких звёзд откликнулся Эндрю Фишер Томлин. Он директор лондонского колледжа по ландшафтному дизайну, судья Chelsea Flower Show. Несколько раз привозил его в Челябинск на подобные мероприятия, где они вместе с Мариной разрабатывали проекты для челябинских заказчиков. Марина летала и в Лондон, где Эндрю водил её по Chelsea Flower Show и рассказывал про современные подходы в проектировании и принципы европейского проектирования.
У нас спроектировано и построено 6 русско-английских садов. Мы представители Эндрю в России. Вот так за год вошли на рынок ландшафта в Челябинске. Марина начала проектировать, а я строить.
РАЗВИТИЕ. Росли очень быстро. Организовывал компанию по принципу, мы должны быть лучшими. И под наши требования не мог в рамках одного города сформировать команду проектировщиков. С 2012 года работаем с сотрудниками удалённо, так что пандемию мы пережили даже не заметив.Как и все, проходили через все стадии: проектирование, реализация, садовое обслуживание, питомник. У нас были все направления.
Со временем стал понимать, что расфокусировка на направления не даёт мне развивать всю компанию как хотелось бы. Сначала закрыл садовую службу, затем питомник. И мы сосредоточились на развитии проектов и реализаций. Вот тут был самый большой скачок. К 2017 году у нас работало 7 человек в проектировочном направлении, мы выиграли уже к тому времени многие конкурсы, и нас знали далеко за пределами Челябинска. За сезон у нас доходило до двадцати крупных объектов, это была прям большая строительная компания.
В 2017-м мы выгорели и закрыли компанию. Любая компания имеет пяти-семилетний цикл развития, когда надо проводить реструктуризацию и вносить изменения.Имея опыт и навыки работы в крупных компаниях, начал менять и Крону. Через год мы были уже другие. Все процессы были прописаны, систематизированы, на всё ввели стандарты. Это позволило нам с Мариной выйти из постоянного участия во всех процессах, выдохнуть и начать заниматься тем, чем должны заниматься собственники — стратегическим развитием.
В 2020 году нас стали появляться проекты в разных регионах. Мы же их и строили. Тогда я стал систематизировать и благоустройство. Проекты стали реализовывать по моим требованиям и под моим контролем. С этого момента и появился бренд САДПРОДАКШН. Изначально это была компания по благоустройству, я строил проекты не только Кроны. На этом этапе выиграли уже все конкурсы в России, наш проект стоил уже в районе полумиллиона, около семи проектировщиков работало над каждым проектом, мы отработали проектирование и строительство для любой точки страны. В какой-то момент, возможно, видя наши достижения и изменения, нас стали приглашать на конференции, выступления и лекции. Чуть раньше я начал развивать и свои образовательные программы. И основной вопрос был — научите строить.
РАЗДЕЛЕНИЕ. Вышел из Кроны в 2021 году, оставив компанию супруге, и стал полноценно развивать сеть по благоустройству, которая переросла во франшизную сеть. За пару лет мы были уже в восемнадцати регионах. И мне продолжали идти заявки на проекты. И я снова сделал проектную студию, САДПРОДАКШН Проектирование. Крона и САДПРОДАКШН развиваются своими направлениями, как и хотели мы с Мариной. Выводы от выхода из компании: первое — мы не развелись, либо мы партнёры, либо супруги; второе — свою компанию мы строим так, как хотим.
Что сейчас.
САДПРОДАКШН Проектирование — студия, в которой на данный момент работает 15 человек, ежемесячно в работе до 10 проектов, вся работа систематизирована. Я занимаюсь маркетингом, продажами, операционным управлением и развитием.
САДПРОДАКШН Благоустройство. Чтобы обучение грамотному благоустройству было доступнее, переупаковал франшизу в обучающий курс «Школа ландшафтного строительства», где все бизнес-процессы просто стали инструкциями и регламентами, и после обучения вы сможете совершенно спокойно открыть свою собственную компанию по благоустройству. Сейчас развиваем это сообщество.
.
© Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru