В дальнейшем сделал проще: пошел в платный институт - "Академия малого бизнеса". В 1993, со 2-го курса забрали в армию, довольно бесцеремонно - приехали утром домой и увезли на приемный пункт, я даже вещи не брал никаких с собой. Из родных никто не знал, где меня искать, лишь случайно вычислили на вокзале, мобильных телефонов еще не было. На мои возражения (у меня была отсрочка от армии на пять лет) меня просто послали на три буквы.
В 1994 пошел по контракту служить – были хорошие перспективы, а в стране был бардак. Должность– начальник смены ВЦ (вычислительного центра), толкали на повышение, но я понимал, если выше пойду легко не уволюсь…прослужив 6 лет понял, что пора делать ноги - все мои нововведения не реализовывались. В конце 1999 я, как и Б.Ельцин, уволился…и уже в январе 2000 работал в рекламном агентстве «Презент» на должности менеджера по Интернет - рекламе.
Я проработал 1,5 года, но к сожалению, фирма начала распадаться. Это заставило меня искать новую работу. Однако, на ту же должность с небольшой зарплатой в размере 500$, меня принимали без проблем. Но, я всегда хотел большего, особенно учитывая то, что я проводил крупные рекламные кампании для клиентов и составил базу данных по рекламным площадкам в агентстве. Переписав свое резюме с полным описанием своего багажа знаний и опыта, я получил множество предложений на серьезные должности.
Когда мне предложили должность директора по интернет-развитию в крупной компании с зарплатой от 2500$ и выше, меня воодушевили такие перспективы. Но я взвесил все за и против и принял решение стать соучредителем небольшой фирмы, занимающейся производством сувениров.
И это был правильный выбор. Как соучредитель, я имел возможность заниматься ландшафтным дизайном в летние месяцы, а в осеннее и зимнее время – производством и продажей рекламных сувениров. Оказалось, что эти две сферы деятельности идеально дополняют друг друга.
Однако, начиная с 2004 года, я принял решение сосредоточиться исключительно на развитии ландшафтного бизнеса, и сувенирный сегмент бизнеса был передан моему партнеру.
Теперь я смог полностью посвятить себя созданию красивых садов. Это решение не только обеспечило мне финансовую стабильность, но и позволило профессионально расти и развиваться в выбранной мной сфере.
НАЧАЛО. Случайно в 1998 году один знакомый "олигарх" обратился к нам для озеленения своего участка. Т.к. у меня мама (Полина Жукова) профессиональный флорист, а я часто помогал ей в оформлении банков, то они подумали что мы и дизайном садов занимаемся. В то время очень нужны были деньги, и чем мы только не занимались :) Условия были не ахти, за неделю к приезду высокопоставленного гостя привести участок в порядок. До нас все приглашенные фирмы отказались - нереально за неделю сделать весь объем работ. Так как мы вообще не соображали во что ввязались, то с радостью согласились. Свой первый "задаток" проели в кафе.
Работа закипела - днем работали, вечером перечитывали кучу литературы и делали выводы. Заказчику сад понравился, так мы и сделали свой первый проект. А на следующий сезон - опять там же, но уже озеленяли нижний участок. Я еще служил по контракту в армии сутки - трое, после смены, не выспавшийся, ехал на участок на метро. Это сейчас кажется дикостью, когда мотаешься на собственном авто, а тогда твой транспорт - метро, маршрутки и, если "много денег заработали", то такси.
Потом
увлечение интернетом не прошло даром:
открыл раздел «ландшафтный дизайн» на крупном портале
«ИНФОАРТ». До этого у меня уже был большой раздел там же,
посвященный единоборствам. Но в то время (1998 год) основные
посетители портала - ИТ
специалисты, поэтому заказчиков через Интернет приходило очень мало 1-2 в сезон, не больше. Рекламу в СМИ не давали - денег не было.
В начале, как писал выше, это
был временный заработок - все работали на основной работе и
подрабатывали в свободное время. Только с 2002 года стали заниматься
этим постоянно т.к. на этот год пришелся максимум. Работы было столько, что уже в июне отказывались от всего!
Тяжелые были времена - проект бесплатно, за 2-3 дня, материалы покупали
непонятно где, по дешевке, на рынках, рабочие выпивали и имели
низкую квалификацию, часто менялись, транспорта своего не было,
брали таксистов или нанимали людей с машинами, короче выкручивались
как могли и еще умудрялись нормальные сады делать. Иногда приезжали
телевизионщики и снимали репортажи о тяжелых буднях ландшафтных
дизайнеров.
Денег все это приносило по минимуму, ни о каком развитие фирмы речи не могло идти. Заработанное летом проедалось до нового года, а там другой бизнес помогал не помереть с голодухи. Так и крутились. Это сильно раздражало. Каждую зиму было стойкое желание уйти обратно наемным специалистом и не думать о деньгах. Что удержало, не знаю, был на грани. Но приходила весна и все начиналось с новой силой. Наверно, упорство, с которым я доделывал все до конца, не позволило бросить ландшафт.
Благодаря ему, мы очень сильно выделились на ландшафтном рынке. Это был серьезный прорыв в 3D графике. Мы первые в России в 2004-2005 гг. стали делать качественные проекты садов в 3D. Заказчики вообще терялись, где реальность а где графика. Первый раз участвовали в выставке - Крокус Экспо и довольно удачно - получили 4 хороших заказа.
Но прошло время, управляющие (всего их сменилось шестеро) не справлялись с организацией процесса, совершали много ошибок, 3D-визуализатор не оправдывал себя экономически и с 2006 пришлось сократится и избавится от ненужного офиса - за 4 года работы к нам приехал только один заказчик.
И это было единственным правильным решением в той ситуации. Грянувший в 2008 кризис нас не затронул, все проблемы начались раньше – от тотальной неорганизованности и финансовой распущенности. Пришлось самому очень сильно перестроится и перестроить всю систему управления фирмой – никаких наемных управляющих, только личный контроль всего процесса, жесткое следование выработанной технологии, финансовая дисциплина и четкое планирование.
В 2007 к нам в команду пришла Екатерина Жукова. Она занималась подбором растений в посадках и уходом за садами. Мне уже довольно давно стал надоедать наш "коттеджный" стиль работы, где все перемешано и посажено в одном экземпляре. При просмотре иностранных работ я понял, что они много уделяют злакам и монопосадкам В 2012 году Екатерина пошла на курсы Татьяны Койсман по злакам и это второй раз сильно поменяло наш стиль работы. С тех пор мы работаем только в природном стиле, где основные посадки - травянистые многолетники, массивные посадки кустарников одного типа, авторские архитектурные элементы и отсутствие в композициях симметрии.
ПИТОМНИК. В посадках достаточно много использовались травянистые многолетники - тысячи/десятки тысяч штук. Но наши питомники и садовые центры не могли предоставить такое количество растений и поэтому приходилось почти все заказывать в Европе. Один поставщик предлагал 10 штук (с3), а другой 50 штук (с1). В итоге, приходилось свозить к себе разрозненные поставки разной кондиции, делить и доращивать материал. Мы закладывали от 3 до 4 месяцев на формирование такого "цветочного пула". Но даже такая схема постоянно давала сбои - придет не тот сорт, нет нужного количества или ничего нет. В проектах постоянно меняли одни травы на другие от других отказывались, иногда приходилось вообще переделывать часть проекта. В конечном итоге, все это сильно надоело и мы приняли решение начать выращивать злаки под наши проекты. Постепенно, объемы производства увеличивались и мы начали продавать часть позиций коллегам. Так и возник специализированный питомник по декоративным травам "Дикие травы".
ЖУРНАЛ. В 2016 году зарегистрировал СМИ - журнал "Ландшафтная отрасль". Я постоянно пытался как-то продвигать нашу отрасль - то раздел на большом портале "ИнфоАрт", то продвижение форумов на Гарденер.ру, то администрирование клуба "Подполье" на ФБ. Решил попробовать издать печатное СМИ. За два года выпустил 4 номера и понял, что не потяну - процесс занимал достаточно много времени. Какое-то время новости и интервью публиковались на сайте журнала и в социальной сети "Вконтакте", но в 2024 я решил возобновить выпуск журнала уже только один раз в год - итоговый.
ПРИНЦИПЫ, КОМАНДА. Принципы простые – честность. Мы не обманываем клиентов и партнеров. Все доводи до конца - ни один участок, не смотря на различные
разногласия с клиентами, не был брошен.
Команда – это семья, по другому в нашем деле не выживешь. Полное
доверие и поддержка. Конечно, тяжело, когда проблемы бизнеса
переносятся на кухню, но мы распределили роли и каждый занимается
тем, что умеет лучше всего и не лезет с советами к другому.
У
нас никогда не будет других дизайнеров. Мы
не набираем дизайнеров со стороны, все проекты разрабатываются
только собственными силами.
ДОСТИЖЕНИЯ. Личные связи с поставщиками – посадочный, камень,
полив, освещение и т.п., собственный штат подготовленных рабочих,
знание технологий и огромный практический опыт в проектировании, строительстве и озеленении -
это и дает внутреннюю гармонию, которая помогает любой участок
спокойно довести до конца. Конечно, по началу было много ошибок и
просчетов, но какой профессионал их не совершает? Бывают и
сейчас ошибки, всего не предусмотришь, но с учетом накопленного
опыта, все проблемы решаются проще и быстрее.
КЕМ ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ. В детстве мечтал стать тренером УШУ – хорошо получалось, были
перспективы, выступал даже на соревнованиях, но это осталось на
уровне увлечения. Потом занялся программированием, даже писал базы данных,
затягивало. Мог целый день ездить по Москве на метро, читая тексты
программ и прорабатывая в мозгу, а вечером с трудом вспомнить где
был и что делал. Дальше работал веб-дизайнером, делал пару сайтов на заказ,
затем пошел работать в интернет - рекламу и, в конце концов - дизайнер садов. Не захотелось всю жизнь проводить в
виртуальном пространстве. Тут виден результат работы и он останется
даже если выключить компьютер или обесточить сеть. Я думаю нам
(дизайнерам садов) выпала большая честь творить - менять по своему
усмотрению окружающее пространство.
СОВЕТЫ. Я раньше думал что дизайнером сада можно стать за
один-два сезона.
Сейчас, по прошествии многих лет, понимаю, что для становления
"личности" ландшафтного дизайнера надо минимум 10 лет. Да и вообще, творчество можно найти в любой профессии и не обязательно становится дизайнером.
УВЛЕЧЕНИЯ. С 2006 сильно увлекся дайвингом. А что бы просто так не плавать, начал делать подводные фотографии. В те времена по три месяца в году проводил в поездках, сейчас максимум на
недельку уезжаю. С декабря 2023 года увлекся сноубордом. Тепепь жду зиму и езжу в горы по 3-4 раза в сезон.
СЕМЬЯ. Вся семья работает со мной. Подрастающее поколение
тоже хотелось бы направить в эту отрасль – продолжать традиции.
© Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru